Несмотря на противоречивые мнения о вальдорфской дошкольной педагогике, ее идеи созвучны представлению о воспитании многих родителей.
Но даже если эта философия в целом вам придется не по душе, некоторые прикладные элементы могут заинтересовать. Что это за система такая и что можно позаимствовать у ее основателя, философа и педагога Рудольфа Штайнера?
В 1919 году в Германии при табачной фабрике «Вальдорф Астория» была открыта школа для детей рабочих, которая базировалась на философии Рудольфа Штайнера.
Спустя десятилетия новый подход стал причиной непрерывных споров и разногласий, объектом почитания многих тысяч родителей, педагогов и детей, основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире.
С рождением штутгартской школы, руководителем которой был Р. Штайнер, и началась история вальдорфской педагогики. При той же фабрике был организован и детский сад. Сейчас в мире их насчитывается уже свыше 2000.
Покой в розовом цвете
В первые месяцы не так важно обилие впечатлений, как, наоборот, покой и защищенность. Вальдорфцы считают, что ребенок приходит с тем, что он принес с собой из «доземной» жизни. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания.
Нужно обеспечить малышу надежный домик и защиту от внешнего мира, суеты и шума. В качестве такой «оболочки» вальдорфские воспитатели рекомендуют по старинке сделать люльку и накрыть ее с одной стороны прозрачной розовой тканью. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька образует плавный переход из состояния жизни в утробе матери в физический мир.
Каждый новый шаг вперед, осваивание своего тела, знакомство с близкими, ползанье – для малыша серьезное достижение, для которого ему требуется помощь.
Но не нужно, по мнению Штайнера, ускорять развитие: малышу требуется время. Эта идея никоим образом не означает, что нужно бездействовать: задача родителей – дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип вальдорфской педагогики.
Три в одном
Вальдорфцы рассматривают ребенка как гармоничного во всех его проявлениях – интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических.
- Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем.
- Ребенок, который учится работать руками и головой, – создателем.
- Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, – творцом.
Пример для подражания
«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребенка», – говорил Рудольф Штайнер.
Обучение и воспитание детей раннего возраста строится прежде всего на подражании. Двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой. Младенцы стараются повторить выражения лица своей матери.
Вальдорфцы в качестве основы обучения и построения модели «взрослый – ребенок» взяли именно эту «впитывающую» особенность детства. По этой причине в системе Штайнера особое место занимает взрослый (воспитатель, родитель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом, абсолютным примером.
Но дети самостоятельно выбирают игры в течение дня, и их не заставляют слушать сказку, обязательную по программе. Просто от поведения взрослого зависит вся атмосфера в садике или дома. Ребенок как сплошной орган чувств отличается очень высокой восприимчивостью не только к впечатлениям, к среде, к поступкам людей, но и к их переживаниям и мыслям.
Дети подражают старшим и когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят, чинят одежду. Воспитатель садов Штайнера ведет себя как каждая из нас, занимаясь хозяйством: вытирает пыль, варит компот, печет пироги и время от времени подходит к детям поиграть с ними или рассказать сказку.
Младенцу нужен контакт с матерью – телесный, душевный и духовный. Для эмоционально наполненного общения с малышом есть много возможностей: грудное кормление, пеленание, уход, ношение на руках, ласка. Именно они являются основными стимулами развития ребенка. Все остальное: погремушки, оформление детской – лишь небольшое дополнение.
Детское время
По методике Штайнера дошкольников не учат писать, читать и считать. Вальдорфцы не торопят интеллектуальное развитие в общепринятом понимании, то есть владение логическими операциями. Они считают, что способность к творчеству – это важнейшее свойство интеллекта.
Не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального проживания способствует удачному обучению, не нанося вреда психологическому здоровью. Абстрактные символы (буквы и цифры) отчуждают от реальности, а преждевременное мыслительное обучение ослабляет жизненные силы малыша.
Развитие интеллектуальной сферы можно начинать только тогда, когда сформирован эмоциональный мир. А происходит это, лишь когда «все молочные зубы сменятся на постоянные», примерно в 12 лет.
Детство – особый период, во время которого малыш обладает безграничным духовным и творческим потенциалом. Не нужно стараться сделать из ребенка взрослого, надо помочь ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы успеть раскрыть весь свой талант, вкусить все прелестные плоды этого возраста.
Необходимо дать полностью реализоваться тем формам, способам жизни и деятельности, которые характерны только для периода детства. Поэтому вальдорфская педагогика и накладывает табу на раннее обучение письму и чтению, призванных ускорить развитие детей, сделать из них взрослых.
«Есть лошади, принужденные с раннего возраста носить тяжелый груз. И есть другие лошади, которые должны ждать, пока вырастут их кости, разовьются их мускулы. Какая же из лошадей будет сильнее впоследствии?» Это притча как нельзя лучше отражает методику Штайнера.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.