Впервые родители сталкиваются с «пробами» ненормативной лексики еще в детсадовском возрасте. Примерно в три-четыре года.
Это время проживания кризиса трех лет, одним из «симптомов» которого является «обесценивание». Когда все прежде уважаемое и любимое забрасывается. Когда ребенок может сказать, что «ненавидит», «не терпит» самое дорогое и самых для него дорогих.
Это касается как игрушек, друзей, так и поведенческих проявлений и реакций. В это время ребенок начинает нас пробовать на «реакцию». А что изменится в мире, если я скажу, сделаю этак? Что будет? Ведь основная задача детей — быть искателями и исследователями, в том числе и нас, родителей, взрослых.
Помните, детям все равно, каким способом привлекать к себе внимание. Если его мало в позитивном варианте, будет искаться негативный. То есть любой доступный. И если родители несколько раз изобразили ужас от услышанных словес (т.е. эмоционально вовлеклись и поддались на провокацию чада), у ребенка появляется средство манипуляции и привлечения внимания.
Вспомните и проанализируйте свой детский «вербальный» опыт.
Помню, в детстве моей любимой сказкой была «Дерьмовочка», а любимой едой — «рыбная констерва». При этом, конечно, сказку необходимо было рассказывать только в присутствии гостей. И если бы в первый и второй раз взрослые не рассмеялись, мне бы не пришло в голову повторять свои рассказы в третий и в четвертый раз.
Существует интересная психолингвистическая теория связи слов мат — мать — матка. Исходя из нее, в тот момент, когда происходит психологический «отрыв» ребенка от мамы, т.е. его переход на другой уровень развития — личностный, межличностный, социальный, ребенок начинает использовать матерные слова. Это совпадает с возрастом 3, 7, 14 лет.
Также необходимо помнить о том, что одной из черт дошкольников и школьников является внушаемость и склонность к подражанию. Согласитесь, нелогично приходить в ужас и ругать ребенка за слово «блин», если у вас самих оно частенько вырывается. Лучше объяснить ребенку: «Я совершил ошибку. Это слово я произнес, потому что очень расстроился (рассердился). Мы все иногда ошибаемся. Есть другие слова, которые могут выражать то же самое. Я постараюсь больше так не говорить. Извини».
Так мы приучаем ребенка к тому, что мы его уважаем, что взрослый тоже может ошибаться, и он — ребенок — имеет право на ошибку, что у него есть выбор, что родитель «работает» над собой. В таком случае у родителя есть шанс остаться авторитетом для ребенка. Ведь в возрасте, когда ребенок «выходит в социум», начинается борьба за влияние на поведение ребенка между родителями и новыми друзьями. И к этому возрасту у малыша должен быть крепок «психологический иммунитет» — способность противостоять влияниям, оставаться собой. А этот иммунитет складывается и из нашего уважения, доверия, внимания к ребенку.
Когда дитя возвращается из садика или из школы, ему очень хочется поделиться с родителями своими новыми знаниями, достижениями. И реакция взрослых на эти «новшества» для ребенка очень важна. Мы уже знаем, что он найдет возможность привлечь внимание. И лучше пусть это будет наше внимание.
Когда ребенок произносит что-то «не то», можно спокойно сказать: «Знаешь, мне неприятно слышать это слово. Если ты имеешь в виду… (вариант замены), повтори, пожалуйста, так, чтобы мне было понятно». Если попытки сквернословия проявляются часто, ребенку следует объяснить, что неприличных слов очень много, они есть в разных языках, но образованный человек отличается тем, что знает и другие слова и умеет подбирать синонимы. Затем можно поиграть в игру «Найди синоним».
Для ребенка любого возраста необходимо ощущение границ и норм. Так же, как и чувство безопасности. И ребенку важно соответствовать тем нормам, которые существуют в его окружении. Конечно, задача взрослых — помочь в формировании этого окружения. Но при этом важно не переусердствовать. Иногда на приемах я слышу от родителей, что они вообще ограждают свои чада от любого общения, чтобы «чего не подхватил».
Я — за прививки. Как в медицинском, так и психологическом смысле. Наша задача адаптировать малыша к общению в любом кругу. Так, чтобы он ощущал свою цельность и мог найти в себе силы не подражать тому, чему сопротивляется его сущность. Это возможно. Только чуть больше терпения и восприятия ребенка как друга.
Подростковый возраст — время, когда происходит переориентирование с авторитета родителей и учителей на «свой круг». В этом возрасте важно выглядеть и проявлять себя как референтная группа, в которой нужно говорить на «своем» языке, чтобы быть принятым. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок осознавал, что родители всегда его принимают, независимо от того, на каком языке он временно говорит. И если время от времени возникают конфликты с преподавателями, подросток должен усвоить, что совершил ошибку (если совершил), но родители готовы его понять и помочь, что бы ни происходило. Он должен знать, что вы его защитите в ситуации, когда он не может этого сделать сам, и накажете за то, чего делать никак нельзя.
Сквернословие — проявление агрессии. А агрессия бывает тактильная и вербальная. Тактильная агрессия проявляется тогда, когда мы хотим выплеснуть нечто из тела и телом. Вербальная — то, что выходит из нас со словами и криком. И чем больше мы сдерживаемся, тем с большей силой будет выходить из нас напряжение. Тактильное или вербальное. Нужно учиться находить «экологически чистые» и своевременные способы трансформации нашей агрессии. И взрослые, конечно же, должны начинать с себя.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.