С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина озверения подростков? Почему они с такой легкостью становятся насильниками?
В нашей стране также достаточно страшных преступлений, совершенных малолетними, но чаще всего за это им ничего серьезного не грозит.
Более того, если раньше для молодых преступников было нормой раскаяние за содеянное, понимание, что причинили своим жертвам боль, горе, то сейчас таких единицы. Общество самоустранилось от воспитательных функций, в том числе и от внушения такого факта, как необратимость наказания.
Специалисты считают, что не последнюю роль сыграло то, что рождение современной молодежи пришлось на трудные 90-е годы. Именно в этот период институт брака затрещал по швам: кто-то из мужчин спился, кто-то решил, что одному легче. В итоге резко увеличилось количество неполных семей. Это сыграло свою критическую роль – появились мальчишки, которые не могут брать ответственность за себя.
Фактор, провоцирующий агрессивное поведение, идет от внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания. Все чаще на первый план в воспитательном процессе выступает жестокость. Чаще всего именно жестокость родительского воздействия разрушает личность подростка.
Современные подростки не разбираются ни в себе, ни в людях, это подтверждают тренинги на агрессивность. Что интересно, мальчики и девочки, которые способны убивать и насиловать, чаще всего даже не знают о том, какие они жестокие и страшные. Сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей.
И как результат: убийц и насильников от 14 до 18 лет, то есть тех, чей возраст подошел к той отметке, когда их деяния могут преследоваться законом, все больше. Нынешние преступники отличаются от хулиганья 70 — 80-х.
В 2000 году появились первые ВИЧ-инфицированные. Стало расти количество подростков, употребляющих наркотики. Сегодня 90 % заключенных под стражу находятся там за особо тяжкие преступления, более 30 % – за изнасилование. Причем чаще всего за изнасилование и убийство. Подростковая жестокость будет расти, так как отношение к детям в нашем обществе становится только хуже. И преступлений, совершаемых против детей, все больше.
Не долюбили?
С чем же связан рост преступности? С отсутствием контакта между родителями и детьми. К сожалению, матери будущих преступников не сумели справиться со своей основной обязанностью – дать им любовь. От того, сколько любви ребенок получил в детстве, и формируются такие черты характера, как умение сочувствовать и сопереживать.
Семья – это саморегулирующаяся система: если она дала сбой и одному из ее членов не комфортно, это обязательно проявится. Если родители выказывают агрессию к ребенку и отношения между отцами и детьми построены на страхе, то ребенок может принять эту модель поведения и применять ее при общении со сверстниками.
Или, наоборот, принять точку зрения, что это он во всем виноват, он плохой. Что защищаться бесполезно и от жестокости сверстников никуда не деться, она заслуженная.
Насилие в семье – не всегда прямая причина агрессии. Гиперопека также может создать ощущение вседозволенности: «Я самый лучший, и мне должны подчиняться. Все, что я хочу, должно принадлежать мне». Ребенок, которого не научили уважению в семье, не научится этому нигде больше. Человеку, не умеющему уважать, ничего не стоит унизить другого.
Дети, как губка, впитывают информацию, поступающую извне, а главный источник информации – непосредственное окружение и семья. То, как ведут себя родители в той или иной ситуации, как общаются между собой, воспринимается как норма. В дальнейшем все усвоенное дома переплавляется в собственную систему ценностей и убеждений.
Нездоровая обстановка в семье порождает у подростка негативное отношение к миру, массу отрицательных эмоций и как следствие жестокость – способ отомстить за причиненные обиды и унижения.
При этом за внешней агрессией всегда стоит внутренняя – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. На практике стихийная агрессия сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями – гневом, ненавистью.
Жестокое обращение с детьми укорачивает период полноценной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета.
Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности. Впоследствии насилие становится для подростка самоцелью.
Агрессию обычно развивает «строгость» воспитания. Наказание может приводить к снижению агрессии у подростков, которые идентифицируют себя со своими родителями. Если же такая идентификация отсутствует, то наказание, напротив, ассоциируется с агрессией.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.