В нашем речевом общении много правил и условностей.
Для взрослых это естественно, а вот дети часто не понимают, почему не все можно говорить вслух. Со временем и они, конечно, во всем разберутся, но лучше помочь. Так и детям будет проще научиться, и взрослым хотя бы части неловких ситуаций избежать.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда речь ребенка уже достаточно развита для того, чтобы быть активным слушателем и собеседником, а вот жизненного опыта еще маловато. Оценить ситуацию, предвидеть реакцию человека на слова и понять его переживания они еще не могут.
«Тетя Лена, вы не сомневайтесь, выходите замуж, а то другого шанса с вашей внешностью не будет», − заботливо передает Миша соседке мнение мамы и бабушки.
«Дедушка, ты все болеешь и болеешь, скоро, наверное, умрешь. А кому попугая отдашь?» − интересуется Юля.
«Вы к нам в гости пришли? А гостинца не принесли? Ну, тогда можете денег дать», − предлагает маленький Денис.
Что в таких случаях остается делать родителям? Извиниться за ребенка и разрядить обстановку (хотя большинству взрослых часто хочется просто провалиться сквозь землю). Потом, оставшись один на один, доступно объяснить ребенку, что в данном конкретном случае он сказал не так.
Это как-то непонятно…
Есть всего две установки, объясняющие, что говорить можно, а что нет.
- Первая: Мы должны стараться не обижать других людей и не доставлять им неприятности.
- Вторая: Мы должны думать о том, какое впечатление создаем о себе и своей семье у окружающих.
Это вроде бы просто, но очень уж противоречиво. Одни и те же слова могут вызывать то радость и удовольствие, то гнев и обиду.
Катя, например, умеет комплименты говорить: «Вы, тетя Люба, в этом платье такая толстенькая пампушка». Мама отправляет Катю в детскую комнату. «Странно, − думает Катя, − годовалую сестренку так часто называют, и она смеется – особенно когда еще за щечки трогают».
Понять такую разницу детям практически невозможно. Только к подростковому возрасту, когда чувства станут более глубокими и дифференцированными, ребенок сможет действительно проявлять чуткость. Ведь теперь он и сам испытывает весь спектр взрослых переживаний и различает сотни оттенков разных эмоциональных состояний.
Второе противоречие для понимания еще сложнее. Чтобы сделать для окружающих что-то хорошее, иногда нужно сделать кое-что плохое – соврать. Правда, в этом случае это называется не ложь, а вежливость и забота. В остальном – никакой разницы.
«Не будем расстраивать бабушку, скажем, что ее торт нам очень понравился», − говорит мама, выбрасывая засохший бисквит в мусорное ведро. Откровенность и прямота действительно бывают некстати. Только вот границы между настоящей ложью и ложью «полезной» очень уж тонки. Их и взрослые-то не всегда замечают.
В продолжение читайте:
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.