Мы смеемся над анекдотами про чукчей и блондинок, сомневаемся в праве сексуальных меньшинств устраивать на наших улицах гей-парад или ищем сотрудников «до 40». Так срабатывают наши стереотипы. Как они возникают, в чем их смысл и почему лучше отдавать себе в них отчет?

Само слово «стереотип» придумал в 1920-х годах американский журналист Уолтер Липпман (Walter Lippmann). Точнее – позаимствовал у полиграфистов, которые обозначают им готовую печатную форму, позволяющую воспроизводить текст множество раз.

Липпман считал, что стереотипы обладают четырьмя главными свойствами: они упрощают реальность они ложны они усваиваются извне, а не вырабатываются самим человеком они очень живучи*. С тех пор представления психологов о стереотипах изменились, как и способы их оценки.

Стереотипы есть у всех, и надо принять это как данность. Больше того, изначально стереотипы позволяли людям экономить умственные усилия, а их отсутствие могло бы представлять серьезную опасность. Исторически деление на своих и чужих (по принадлежности к одному племени, цвету кожи, языку или исповедуемой религии) было абсолютно необходимо.

Стереотипы позволяли автоматически воспринимать не-своих как источник угрозы – и на протяжении многих веков так оно чаще всего и было. Поэтому расстраиваться, что у нас есть стереотипы, совершенно бессмысленно.

По мнению психологов, стереотипы, подобно роботам, осуществляют самую примитивную сортировку информации, которая непрерывно поступает в наш мозг: круглые детали влево, квадратные вправо. Светлокожих к своим, темнокожих к чужим – или наоборот.

Стереотипам просто не повезло. Липпман изначально говорил об общественном сознании, в частности о стереотипном восприятии людей других национальностей. Поэтому слово сразу приобрело негативную окраску. Но стереотипы – это еще и наша способность категоризировать мир.

Например, мы входим в комнату и видим стул. Мы сразу понимаем, что это – стул, а на стульях сидят. Нам не приходится ломать голову, что это за вещь и для чего она нужна. Но если в случае со стулом наши «роботы» действуют безотказно, то программа деления мира на своих и чужих, похоже, сильно устарела.

Ведь сегодня от национальных стереотипов нет никакой пользы. Или все-таки есть? На этот вопрос трудно ответить однозначно.

В Израиле, например, есть некоторое количество религиозных фанатиков, способных разбить машину соседа за то, что тот завел ее в субботу. 90% жителей страны относятся к ним с антипатией. Но все понимают, что именно благодаря им существует государство Израиль.

Благодаря этим фанатикам, то есть самым убежденным и непримиримым носителям национальных и религиозных стереотипов. Это верно для любой общности людей: когда исчезают носители радикальных убеждений, общность неминуемо растворяется. Но возможно, что к середине нашего века многие привычные нам общности просто исчезнут – тогда сами собой отомрут и связанные с ними стереотипы.

Стереотипы не являются чем-то неизменным

Похоже, что наши предубеждения действуют как самосбывающееся пророчество: на основе того, что подсказывают черты лица, мы создаем для людей благоприятные или, наоборот, неблагоприятные условия.

В какой момент стереотипы перестают просто сортировать информацию и подталкивают нас к несправедливости? И почему это происходит?

Стереотипы у нас одинаковые, но они – лишь первое звено в цепочке «стереотипы– предубеждения–предрассудки. По мере перехода к каждому следующему звену нарастает негативный эмоциональный заряд.

В стереотипах он сравнительно невелик, хотя любые гетеростереотипы, которые определяют отношение к «чужим», как правило, негативны. В предрассудках эмоциональный заряд максимален, он требует выхода – часто в оскорбительном, агрессивном поведении. Нарастание эмоционального заряда зависит от личной истории каждого из нас, нашего темперамента, среды, в которой мы сформировались».

Предлог для бесчувствия

Велик соблазн считать стереотипы врожденными. Как иначе объяснить, например, наше настороженное отношение к представителям национальностей, которых мы никогда не встречали? И все же это не так.

Наверное, можно говорить о некоей генетической основе разделения мира на своих и чужих. Это фундамент, который и позволяет потом так легко и быстро возвести здание стереотипа. Но сами стереотипы возникают из той информации, которая попадает к нам от родителей, друзей, из телепередач.

Стереотипы предназначены еще и для того, объясняют психологи, чтобы оберегать нас от других – от их переживаний, боли, огорчений.

Они позволяют не задумываться, не сочувствовать, не видеть. Они действуют подобно шорам, которые сужают поле зрения. В некотором смысле жить со стереотипами спокойнее, но они ограничивают наше восприятие мира.

Вы понимаете, что мир не такой, как вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер – белый, лучший игрок в гольф – чернокожий, самый высокий баскетболист – китаец, а немцы не хотят воевать в Ираке.

Оставить комментарий

Adblock
detector