Однозначно на вопрос, почему наши дети начинают принимать наркотики, не может ответить никто.
Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учебных заведениях, независимо от их элитности.
Поэтому нам с вами придется искать более глубокие причины наркотической эпидемии, разразившейся в нашей стране.
Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоактивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симптомом культуры, симптомом психологического состояния общества.
Вдумайтесь, мы, старшее поколение, применяем алкоголь в быту для лечения любых заболеваний — начиная от простуды и заканчивая сильными болями. Что уж там говорить о трудных состояниях души: тревоге, депрессии, стрессе, одиночестве и т. д.
Кто из читателей обратился к врачу-психотерапевту для лечения последствий стресса? А кто из вас при нервном напряжении предпочитает выпить рюмочку?
Вот поэтому под маской алкогольной болезни у нашего и более старшего поколения могут скрываться различные душевные проблемы, расстройства и заболевания. Нас никто не учил обращаться к врачу или священнику, и большинство из нас предпочитает лечиться не с помощью врача, а через магазин…
Что же мы хотим от своих детей? Героин и другие наркотики выполняют в их культуре, культуре новой и непонятной для нас, ту же самую роль универсального лекарства от всех проблем, которую в нашей молодости играл алкоголь.
Специалисты отмечают, что мышление современных родителей, ко всему прочему, имеет пять коренных особенностей, которые мы автоматически перенесли на воспитание своих детей.
- Во-первых, из-за трудностей нашего детства мы решили сделать детство наших детей безоблачным и лишенным проблем. Все наши чада стали «уникальными», «единственными», «самыми лучшими». Мы даже не пытались их приучить к мысли о том, что жизнь состоит не только из удовольствий и побед. Мы не смогли им объяснить, так как не понимали этого сами, что взрослая жизнь подразумевает ответственность за свои поступки.
- Во-вторых, привыкнув сами к жизни в статичном обществе, мы смертельно боимся перемен. Мы воспитывали детей, даже не пытаясь их приучить к возможностям внезапных и далеко не всегда приятных изменений в обществе и во внешнем мире вообще. Если быть честными, то свобода и связанная с ней необходимость выбора и принятия решений пугает нас больше всего на свете.
- В-третьих, мы не научили их оставаться самими собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности. Мы не смогли объяснить им ценность отдельной личности. Мы не воспитали в них привычку к самоанализу. Не смогли объяснить, как важно иметь собственное мнение по любому поводу. Мы забыли рассказать о том, что такое самоуважение и чувство собственного достоинства. Мы сделали их зависимыми от мнения и «моды» подростковой компании, точно так же, как мы были зависимы от мнения «коллектива».
- В-четвертых, и это, на наш взгляд, самое важное, мы «забыли» объяснить им, зачем человек живет на земле, дать им хоть какой-то иной смысл существования, кроме зарабатывания денег. Мы понадеялись, что этот смысл, как и в нашем детстве, даст государство. Однако государство, построенное на деньгах и лжи, никакого смысла дать не захотело…
- В-пятых, мы не научили их получать удовольствие от собственного тела, от таких естественных его функций, как слух, зрение, осязание, обоняние, которые, объединившись на своем максимуме, приносят человеку сексуальное удовольствие.
В результате наших «воспитательных» усилий средний молодой человек нашей страны, достигший пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме.
Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов его родителей, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечному сидению у телевизора, его не интересует, чаще всего их взгляды и образ жизни ему просто-напросто чужды.
Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Любовь для него понятие, немодное, практически полностью дискредитированное общественным сознанием, а секс — понятие неприличное, грязное.
Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полностью зависимым от мнения своего подросткового коллектива.
Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Ведь всю эту нашу грязь родители обсуждали при нем с раннего детства. Он не хочет взрослеть…
Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа человеческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, всегда найдет себе внешний наполнитель.
У нашего поколения это был алкоголь, нынешний мир подсунул детям наркотики.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.