Читати статтю українською мовою
Страх – врожденное, базовое чувство, необходимое для самосохранения.
Каждый человек переживал это чувство, каждому оно знакомо. Принято считать, что страх – это негативно окрашенное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на какое-либо угрожающее событие.
Если угроза реальная, то тогда переживание страха обосновано. Однако зачастую, чувство страха детки испытывают вне зависимости от объективной опасности и почему они боятся, остается загадкой для родителей и окружения ребенка.
Давайте попробуем разобраться, откуда возникают детские страхи. Для этого предлагаю посмотреть на мир глазами малыша.
Ребенок рождается на свет существом, не различающим, что снаружи, что внутри, где заканчивается он, где начинается мама, папа и пр. Для него весь мир и он сам един. И это есть реальность для новорожденного, мы же (взрослые) такое мироощущение называем фантазией.
Малыш живет в фантазии. Со временем, ребенок начинает фиксировать взгляд, различать звуки, реагировать на приближение мамы, папы… – он начинает различать вне себя другого человека!
И для ребенка этот другой человек, обычно мама, является источником любви, тепла, еды, защищенности, благополучия, чувства удовлетворения — с мамой хорошо, без мамы плохо. Как только мама уходит, вся гарантия любви и выживания исчезает вместе с ней.
И тут мы подошли к чувству страха, который возникает у малышей, когда мама уходит. Маленький человечек еще не знает, что есть другая комната, кухня, дела, заботы – для него есть мама, обеспечивающая жизнь и есть отсутствие мамы, сопровождающееся страхом смерти.
И, конечно же, мамы сейчас узнают ситуацию, когда ребенок «связывает по рукам и ногам» — он не дает ничего делать, потому что ему постоянно нужно быть с мамой. Это время, когда ребенок сталкивается с чувством одиночества и в благоприятном случае, мама даст ребенку возможность чувствовать себя главным, любимым, единственным. В этом случае у ребенка закладывается чувство базового доверия к миру.
Но случаи бывают разные – не всегда мама имеет возможность быть рядом с ребенком постоянно, на какое-то время он остается один, или о нем временно заботиться кто-то из родственников. И как воспримет такой поворот событий ребенок можно только предполагать! Один быстро адаптируется, другой воспримет это, как брошенность, третий будет истошно требовать возвращения мамы, пока не добьется своего…
В любом случае, это реальность жизни и на этом этапе у ребенка может зафиксироваться страх остаться одному.
К восьми месяцам во многих семьях родители замечают, что при появлении чужого человека ребенок начинает тревожится, кричать, а иногда и заходиться в истерике. Взрослые недоумевают – чего боится их малыш?! Ведь никто ему ничего плохого не делал.
То, что ребенок начинает реагировать на чужих – сигнальный знак того, что он дозрел до дифференцировки «свой-чужой». Еще один шажок в реальность и критерий взросления. При нормальном адекватном знакомстве – постепенном и ненавязчивом, страхи ребенка пройдут. Если же против желания малыша передавать его в чужие руки или активно навязывать внимание чужого – страх может стать невротическим.
Но время идет, и наш малыш продолжает расти. Он овладевает различными манипуляциями с предметами, приучается к горшку и начинает понимать, что какие-то действия приводят к одобрению со стороны родителей, а какие-то наоборот.
До определенного возраста наш ребенок еще не способен понять, что такое поощрение и наказание. Для него мама или папа улыбаются, хвалят, восторгаются, обнимают – значит, любят. А если хмурятся, кричат или еще и хлопают по ручкам или попе – значит, не любят.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.