Читати статтю українською мовою

Во многих традиционных культурах маленьких мальчиков воспитывают в два этапа.

Сначала ими занимаются женщины – мама, бабушка и ближайшие родственницы. Потом, в шесть-семь лет, происходит передача прав и обязанностей отцу. Теперь только он решает все воспитательные вопросы, и женщины не должны вмешиваться или противоречить.

С точки зрения мамы европейской (да, наверное, и любой другой, не принадлежащей к традиционным культурам), этот обычай несправедливый. Получается, что женщина, у которой родился мальчик, сразу знает: ее непосредственное участие в жизни ребенка будет недолгим − и воспитывает его с сознанием того, что вот-вот отберут. По отношению к маме это даже жестоко.

А вот по отношению к самому мальчику на самом деле справедливо – если учесть его возрастные потребности и особенности развития. И именно такую схему воспитания (в общих чертах, в смысле родительского влияния) стоит признать правильной.

Раннее детство – период сильной привязанности к маме. Мальчики даже больше девочек нуждаются в непосредственном мамином присутствии, тяжелее переносят разлуку. Но, как только мальчику исполняется шесть лет, ситуация меняется. Теперь объектом привязанности становится отец. Мальчик ценит игры с ним, дорожит его участием в своей жизни. Шестилетний мальчик чувствует свою принадлежность к мужскому миру и благодаря отцу ведет себя в нем уверенно.

Мамам иногда бывает обидно, и они неосознанно стараются вернуть свое прежнее положение. «Ну чему хорошему можно научиться на футбольном матче? Склонению нецензурных слов? Нет уж, лучше я с ним погуляю», «На какую рыбалку вы собрались? На-учитесь сначала носки свои складывать». Хотя разногласия по поводу воспитания мальчика обычно начинаются раньше – еще во время его привязанности к маме.

«Ну что это ? – говорит презрительно папа, видя, как мама вытирает сыну слезы платком. − Ты же мужик, ты плакать не должен. И тем более сморкаться в платок с розочкой не должен».

Сын плачет еще громче – теперь еще и от обиды, а мама еще сильнее прижимает его к себе.

«Он станет маменькиным сынком», − предупреждает папа.

«Может, наш ребенок особенный, не такой, как все, и ему надо больше чуткости и мягкости», − говорит мама в полной уверенности, что допускать мужчин до воспитания вообще не стоит.

«Нет, просто ты его уже избаловала, и теперь он всю жизнь будет размазней и плаксой», − отвечает папа, сожалея, что воспитать настоящего мужчину ему не дали.

На самом деле всему свое время. Мужчинами не рождаются, а становятся. Причем не сразу, а постепенно, и в жизни каждого настоящего мужчины должен быть период, когда он может плакать, жаловаться маме и вытирать слезы платочком с розочками. Мальчик имеет право (и даже должен быть) маменькиным сыночком – с рождения и почти до школы. За это время он получит все, что может дать мама: безграничную любовь, нежность, уверенность в собственной ценности. А вот потом, под руководством папы, он научится тому, что должен уметь настоящий мужчина. Конечно, эти периоды не имеют четкой границы. И совсем не обязательно в шестой день рождения торжественно передавать ребенка отцу со словами: «Ну вот, теперь ты и воспитывай» (хотя, у традиционных народов как раз так и происходит).

Присутствие обоих родителей очень важно для ребенка с самого рождения, и нет периода, когда бы один из родителей мог устраниться от участия в жизни ребенка (хоть мальчика, хоть девочки) вообще – так, чтобы это было безболезненно. Речь может идти лишь о преобладающем влиянии одного из родителей и о том, чтобы другой в это время не мешал, а помогал.

Читайте также:

Роль мамы в воспитании мальчика

Оставить комментарий

Adblock
detector