Совершенно очевиден тот факт, что нормальные любящие родители очень трепетно относятся к питанию детей.

Кормление детенышей – одно из важнейших проявлений родительского инстинкта, а современная цивилизация с ее культом питания, могучей пищевой промышленностью и огромным ассортиментом съестного во всех его проявлениях создает прекрасные условия для того, чтобы упомянутый инстинкт реализовать в полном объеме.

Среднестатистические мамы и папы, как правило, имеют возможность приобретать еду и не склонны экономить на взращивании ненаглядных отпрысков. Поскольку кормить дитя приходится ежедневно и не реже трех раз, то нет ничего удивительного в том, что конкретное кормящее лицо (обычно женского пола) имеет немаленький личный опыт организации процесса и совершенно определенные взгляды как на сам процесс еды, так и на состав продуктов – и качественный, и количественный.

Ситуация, при которой ребенок не только ест предложенную еду, но еще и получает от этого удовольствие – целебный бальзам на душу кормящих родственников. С одной стороны, накормить дитя вкусно – не проблема, с другой – очень хочется, чтобы еда была еще и полезной. Неудивительно, что самое популярное руководство по кулинарии так и называется «Книга о вкусной и здоровой пище». Т. е. понятия «полезная» или «здоровая» еда – очень актуальны. Попытки расширить собственный кругозор и разобраться в том, что и вкусно и полезно одновременно, способны повергнуть в ужас любого здравомыслящего родителя.

Ибо самое вкусное – это сладкое.

А сладкое, по мнению тысяч врачей, диетологов и журналистов, – это вредное.

Даже поверхностное знакомство с тем, что на эту тему уже написано, может вызвать недоумение и возмущение. Ибо совершенно непонятно, почему на обертках конфет, упаковках тортов и баночках с вареньем не написано яркими и большими буквами: «Минздрав предупреждает: употребление сладкого вредит здоровью».

Перечень болезней, связанных с поглощением сладостей, устрашающе велик: ожирение, диабет, кариес, аллергия, кишечные расстройства и даже нарушение поведения!

Вот и получается, что разнообразные вкусности могут быть как источником удовольствия, так и причиной серьезных проблем со здоровьем. И первое впечатление – плата за удовольствие неоправданно велика. Так что же делать? Категорически запретить или научиться пользоваться? Вопрос риторический.

Давайте учиться. Немного теории

Столь любимый сладкий вкус пище придают сахара. Сахара – это растворимые углеводы. В зависимости от химической структуры их делят на несколько групп.

Самые простые и элементарные по строению – моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза. Чуть посложнее – дисахариды: лактоза, мальтоза и знаменитая сахароза (тот самый сахар – песок или рафинад). Есть еще и так называемые полисахариды (клетчатка, крахмал, гликоген), но они уже относятся к группе сложных углеводов и собственно сахарами (сладостями) не являются.

Каким бы сложным строением ни обладал поглощаемый человеком углевод, в результате малого или большого количества химических реакций он превратится в моносахарид, как правило, в глюкозу. Глюкоза – главный источник энергии. Любой энергии – и для скелетных мышц, и для сердца, и для мозга. Понятно, что чем проще углевод, тем доступнее энергия, понятно также, что любой дисахарид превратится в два моносахарида: мальтоза в две глюкозы, сахароза – в глюкозу и фруктозу, лактоза – в глюкозу и галактозу.

Сладость сахаров различна, и если сладость самой известной и привычной для нас сахарозы принять за единицу, то можно получить следующие цифры: фруктоза – 1,74, глюкоза – 0,74, лактоза – 0,16.

Самый принципиальный момент: главная функция углеводов вообще и сахаров в частности – обеспечение человеческого организма энергией. Около 60% всей вырабатываемой энергии связано именно с обменом углеводов. Функция главная, но не единственная. Углеводы накапливаются в организме в виде гликогена, входят в состав всех без исключения органов и тканей, без них невозможен синтез ни ферментов, ни гормонов.

Понятно, что к сложным процессам «органостроительства», т. е. к выполнению так называемой пластической функции сахара не имеют никакого отношения. Их роль совершенно другая – важная, но, по большому счету, примитивная – обеспечение энергией, и все. Не так уж и мало…

От теории к практике

Умные химические термины и теоретические рассуждения касательно важности углеводов в питании в корне, на первый взгляд, противоречат многочисленным рассуждениям о вредности сладкого. Нужна дитю энергия? Еще как! Так что, получается, можно конфеты? Получается можно, но…

Если ребенок съел картофель, или хлеб из цельной муки, или овсянку, то организм получил достаточное количество сложных углеводов (в виде крахмала, клетчатки, пектина) и эти углеводы рано или поздно превратятся в моносахариды и станут источником энергии.

Но кроме углеводов дитя получило и витамины группы В, и аскорбиновую кислоту, и еще много необходимого – кальций, фосфор, железо и т. д. Да, потребность в энергии легко удовлетворить, заменив тарелку овсянки десятком карамелек. Но как быть со всем остальным? Похоже, овсянка полезнее.

И еще один принципиальный момент. Повторим фразу из предыдущего абзаца: «Углеводы рано или поздно превратятся в моносахариды». Насколько это важно – рано или поздно?

Полисахариды, например крахмал, превращаются в глюкозу постепенно, но относительно быстро (речь идет о часах). Образующаяся глюкоза постепенно всасывается из кишечника, а поджелудочная железа вырабатывает умеренное количество инсулина, который, собственно говоря, и регулирует дальнейший обмен глюкозы.

Дисахариды (все та же сахароза, например) превращаются в глюкозу и поступают в кровь намного быстрее (речь идет о минутах). В этой ситуации поджелудочная железа работает совершенно иначе, ибо в короткое время должна выработать значительное количество инсулина. Неудивительно, что употребление сахара существенно повышает нагрузку на поджелудочную железу. Опять получается, что овсянка полезнее.

Оставить комментарий

Adblock
detector