Читати статтю українською мовою
Для того чтобы мамы и папы узнали о болезни под названием «внезапная экзантема» (розеола), я сделал все, что мог.
Впервые написал об этом в 1998 году — глава в книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». В книге «ОРЗ» — глава «Температура и больше ничего», на эту же тему целый выпуск «Школы доктора Комаровского», и целый выпуск «Наше все» на НТВ.
Многократные упоминания про розеолу всегда, когда это только возможно: говорим ли о вирусах, сыпи, детских инфекциях, антибиотиках — вспоминаем про розеолу… Этот материал — наверное, последняя попытка…
Зачем столько говорить, спросите вы? А помните зайку в русской народной сказке, который причитал «как же мне не плакать» — вот так и я, — как же не говорить о болезни, которая является чуть ли не самой распространенной детской инфекцией!
К 5 годам 100% детей (!!!!!) переносят эту болезнь — уже имеют в крови антитела к вирусу, который вызывает внезапную экзантему. Еще раз вдумайтесь — 100% (ВСЕ!). К 2-м годам — 75%.
Самый частый возраст, когда болезнь возникает — с 8 до 18 месяцев.
Проявления болезни весьма характерны и в письме описаны: высокая температура тела без каких-либо других симптомов, через 3—5 дней температура тела падает и в те же сутки появляется сыпь. Сыпь фактически означает конец болезни, не нуждается в лечении и проходит сама.
Возможны формы болезни и без сыпи (т.е. температура падает и все), тем не менее у 25% всех детей имеет место именно классическая внезапная экзантема.
Я даже удивился, поскольку после всех книг и особенно после тематического выпуска «Школы…», получил сотни писем с торжественным восклицанием «оказывается, у нас была розеола», — в общем, у меня создалось впечатление, что мам, про розеолу не знающих, уже не существует…
Вот пример из одного письма, полученного мной: в течение пяти дней ребенка осматривают 6 (ШЕСТЬ) врачей. ШЕСТЬ!!!
Ребенку 9 мес. Температура и больше ничего. О розеоле не вспомнил (не подумал или не знал) никто. Шестой врач, о котором вообще ни слова, — ну тот, который уже в больнице начал лечить, так вот даже этот шестой, имея все исходные классические симптомы, — типичный возраст, высокая температура, нормализация на 4-й день и последующая сыпь — даже после этого лечит «аллергию» гормонами и антигистаминными средствами…
А кроме этого:
- первый врач назначает антибиотик широкого спектра действия непонятно зачем, и плюс пить ромашку. Почему надо пить ромашку в XXI веке, когда есть растворы для пероральной регидратации? Зачем нужна клизма? Зачем попе ромашка?
- второй врач демонстрирует удивительную тактичность. Говорит, что первый был в бреду и назначает… гомеопатию!
- невропатолог ставит уникальный диагноз «предсудорожный синдром», который, оказывается, лечится витамином В6 и, прости господи, магнезией! В XXI веке магнезия! Ребенку девяти месяцев! Это же революционная ситуация, товарищи! А ведь совсем скоро опять 17-й год!
Я не знаю, где все это происходит. Это Украина, Россия, Беларусь, Казахстан — не знаю… Уверен, что это как минимум областной центр — найти в небольшом городе 6 врачей, тем более педиатров, тем более в праздничные дни — невозможно.
Итак, в абсолютно типичной, обыденной педиатрической ситуации мама, не найдя помощи и не получив вразумительной информации от 6 врачей в крупном городе, ищет спасения в интернете. Она уверена в том, что по письму можно поставить диагноз ей, маме!
И это письмо действительно — диагноз. Горький диагноз, почти приговор. Приговор системе здравоохранения, обществу, нам всем. Нашему равнодушию, нашей безответственности.
20 лет прошло после развала СССР и все это время педиатрия не развивается. И отдельные светлые головы лишь подчеркивают общий драматизм ситуации. Педиатры вымирают как класс. Здесь я не готов авторитетно говорить о России, но о том, что делают с педиатрами в моей стране, мне хорошо известно.
Их никто не учит, а учатся они сами — выживать. Выживать любой ценой — всегда соглашаться с главврачом, не конфликтовать с родственниками, придумывать болезни, назначать за процент лекарства, направлять за процент в лаборатории на никому не нужные обследования… Хотя нет, каждый день в больницах и поликлиниках толпы учителей — они называются медпредставители фармакологических фирм. Они учат, какие лекарства обязательно надо назначать и что вам будет за назначение именно этих лекарств.
Тот врач, который лечит лучше и знает больше, — он как бельмо в глазу. Он не назначает лекарства, когда все остальные назначают. Он говорит — «не знаю», когда все остальные вообще не сомневаются, он говорит «надо меньше жрать», когда все остальные лечат дисбактериоз. Про него его же коллеги на каждом углу рассказывают гадости, и для главврача он неудобный, и на курсах повышения квалификации вопросы задает, вместо того, чтоб молча сдать в фонд кафедры и отдыхать…
Чем занимаются медицинские институты-университеты? Зачем нужны институты усовершенствования врачей, райздравы, горздравы, облздравы, минздравы, аттестационные комиссии и медицинская периодика, если в XXI веке в областном центре 6 (ШЕСТЬ!) врачей не знают, что такое внезапная экзантема и какие у нее симптомы?
Неужели люди, руководящие медициной, не понимают, что это приговор им! Их наплевательству на свой народ вообще и на своих врачей в частности!
Ну не может ГАИшник, не знающий правил проезда перекрестка, регулировать дорожное движение! Ну не может переводчик с английского вдруг начать переводить с китайского! Ну не может в XXI веке претендовать на принадлежность к мировой цивилизации страна, где педиатры лечат 9-месячных детей клизмами с ромашкой, магнезией, гомеопатией и не знают симптомов одной из наиболее распространенных детских болезней!
Но беда как раз и состоит в том, что большинство руководителей-организаторов-проверяльщиков не видят во всем этом ничего необычного. Они бы тоже так лечили, для них это нормально — банки, горчичники, антибиотик без диагноза, магнезия, ромашка, зеленка, гомеопатия, уколы в детские попы…
Для всего цивилизованного мира ненормально, а у нас — лечитесь на здоровье!
И в ситуации, когда надо срочно догонять цивилизованную медицину и поднимать авторитет Врача, когда очевиден кризис медицинского образования и кризис повседневной врачебной практики, так вот в этой ситуации судьба врачей и их пациентов никого не волнует, мы даже не догоняем, мы движемся другим курсом!
Надо срочно вкладывать деньги именно во врачей, иначе все остальные вложения абсолютно бессмысленны! XXI век! Интернет! Планшет каждому доктору, всеобщая обязательная медицинская компьютерная грамотность, каждый день централизованные рассылки информации, обучающие программы, государственный центр виртуального консультирования…
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.