Читати статтю українською мовою
Болезнь может начинаться постепенно, и ее первые признаки легко спутать с возраста кризисом переходного.
Тем более что медицинские исследования (МРТ, анализ крови) шизофрению не выявляют. Она может принимать более или менее серьезные формы. Кто-то будет погружаться все глубже в болезнь и проведет большую часть жизни в больнице. У других симптомы ослабеют настолько, что они смогут вести самостоятельную жизнь, работать.
Чтобы успешно противостоять болезни, важно как можно лучше ее понять.
Каковы основные симптомы?
Шизофрения часто впервые проявляется между 15 и 25 годами. Замкнутость, неспособность действовать, трудности в общении, перепады настроения – некоторые симптомы шизофрении действительно напоминают проявления подросткового кризиса. Но нет причин серьезно беспокоиться, пока отсутствуют галлюцинации, бред и нарушения речи.
Галлюцинировать – значит воспринимать (видеть, слышать или ощущать) то, что не существует, но кажется реальным.
Галлюцинация возникает из-за того, что некоторые свои неприятные мысли или чувства человек воспринимает как нечто ему не принадлежащее, отдельное от него, и они принимают форму тревожных видений или голосов. Например, человек с тяжелым чувством вины может в галлюцинациях видеть банду мучителей (символизирующих наказание), которые хотят его похитить.
Бред – ложные представления, которые сохраняются, несмотря на факты, свидетельствующие об обратном. И, как ни парадоксально, это тоже попытка самоисцеления.
Усилием воображения подросток создает для себя картину мира, более понятную и менее болезненную, чем реальная. Это способ справиться с ситуацией, которая для него непереносима. И хотя этот способ не слишком хорош и лишает его возможности приспособиться к окружению, другого у него в этот момент просто нет.
Психиатр Игорь Макаров в «Лекциях по детской психиатрии» (Речь, 2007) рассказывает о подростке, к которому по ночам приходили «динозавры и бегемоты, с красными рогами, красными зубами.
«У них зверские голоса… дикие… И они говорят, чтобы я с кем-нибудь поссорился, с мамой подрался…» Бред помогает больному «связать свою тревогу с каким-то объектом, найти ей объяснение и тем ее хотя бы немного успокоить.
И наконец, во время острых состояний наблюдаются нарушения речи. Связность высказываний утрачивается.
Шизофреник общается с воображаемыми персонажами по поводу воображаемой ситуации и не способен внятно рассказать, что с ним происходит. Также больные изобретают новые слова, наделяя их смыслом, который понятен им одним. Однако у больных бывают моменты относительного покоя, когда они легче вступают в диалог.
Откуда берется шизофрения?
Мы вынуждены это признать: точных причин болезни никто не знает. Выдвигаются три гипотезы. Первая – генетическая.
Риск оказаться шизофреником возрастает, если это расстройство есть у кого-то из близких родственников. Но дело тут не только в наследственности. Запускает болезнь, как правило, сильный стресс, другое серьезное заболевание или атмосфера в семье – болеющий родственник, общаясь с ребенком, может передавать ему свои страхи и особенности поведения.
С точки зрения биологии подростковый возраст – период, когда перестраиваются мозговые структуры. Одни нейронные связи возникают, другие исчезают.
Возможно, у некоторых подростков происходят «аварии», которые нарушают способность справляться с напряженными ситуациями и сильными чувствами.
Третья гипотеза – психоаналитическая. Cогласно ей, «к болезни склонны те, кто бессознательно воспринимает себя как часть материнского тела. Такой человек неспособен справляться с ситуациями, символически представляющими отделение от родителей: экзамен в школе, развод, сексуальные фантазмы, потеря близкого человека. Они травмируют его и могут спровоцировать начало болезни».
Винить ли наркотики?
Почти каждый пятый из 18–24-летних сообщает, что его знакомые употребляют наркотики. Но численность больных шизофренией, по данным Всемирной организации здравоохранения, остается стабильной и одинаковой во всех странах. Многие из них никогда не употребляли наркотических веществ.
Однако наркотики, в том числе курение марихуаны, могут ускорять развитие болезни и влиять на частоту и тяжесть рецидивов, что признает большинство психиатров.
Даже легкие наркотики снижают барьер между сознанием и бессознательным, и оттуда прорываются пугающие импульсы. В некоторых случаях это провоцирует болезнь.
Делает ли болезнь человека опасным?
Опасность больных шизофренией сильно преувеличена. Если они попадают в криминальные ситуации, то чаще в качестве жертвы.
Шизофреник гораздо опаснее для себя самого, чем для других. Склонность к насилию может появиться у него главным образом под действием болезненных галлюцинаций – например, когда он начинает думать, что перед ним не его отец, а демон. В моменты острого кризиса шизофреник не отдает себе отчета в тяжести своего состояния. Иногда необходима временная госпитализация, чтобы защитить человека от него самого, избежать попыток самоубийства.
К кому обращаться?
Имеет смысл выбрать опытного специалиста, того, кому вы будете доверять. Это не обязательно психиатр, можно обратиться к психологу, социальному педагогу или врачу общей практики. И уже специалист поможет принять решение, куда направить пациента на консультацию и лечение.
По закону о психиатрической службе родители имеют право привести к психиатру ребенка до 15 лет. При этом они могут прийти для начала даже без него, их присутствие более значимо, чем присутствие ребенка.
Потому что именно им предстоит принимать решение и влиять на ситуацию». После этого для обращения к психиатру необходимо согласие самого пациента. Но речь всегда идет не о том, чтобы менять человека, а о том, чтобы ему помогать.
Помогает ли лечение?
Методы лечения шизофрении постоянно совершенствуются. Они сочетают медикаменты и психотерапию, которая позволяет подростку понять, почему он не сумел выстроить для себя внутреннее пространство.
Она также помогает ему найти опору, чтобы несмотря ни на что справиться с жизнью, – это может быть литературное творчество, рисование, фотография, забота о животных, музыка…
Очень важно увидеть особый дар каждого больного. Да, действительно, никто не знает, как вылечить шизофрению, но с ней можно управляться. Постарайтесь понять своего ребенка.
Шизофреники способны научиться осознавать свою болезнь, даже если не могут полностью ее контролировать. А состояние примерно 25% тех, у кого была диагностирована шизофрения, в конце концов стабилизируется.
Современные средства реабилитации и психотерапии позволяют достигать такой ремиссии (ослабления симптомов), что, увидев шизофреника в этот период, незнакомый с его историей психиатр не поставил бы ему такой диагноз.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.