Если бы герои романа «Отцы и дети» имели представление об импринтинге, они наверняка не потеряли бы столько времени на споры.

Поскольку знали бы, что между родителями и детьми существует неразрывная эмоциональная связь. С первого, самого важного часа жизни.

С давних времен существовало убеждение, что новорожденный ребенок абсолютно не приспособлен к самостоятельной познавательной деятельности — «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

Отчасти это правда. Но, как выяснилось, только отчасти. Исследуя поведенческие реакции детей в первые часы жизни, этолог Конрад Лоренц выдвинул в 1935 году теорию импринтинга.

Суть ее в том, что у ребенка в подсознании откладываются впечатления обо всех чувствах, физических ощущениях, звуках, запахах, импульсах, которые он получает в первый час внеутробной жизни.

И это влияет в первую очередь на вашу с крохой эмоциональную связь, на формирование его доверия к миру и вашего материнского инстинкта. Причем наиболее значителен в этом смысле строго определенный, названный психологами критическим (или сенситивным) период жизни ребенка — первый час его пребывания вне организма мамы.

Знакомые все лица

В течение первых 60 минут, а также в течение первых суток после рождения кроха запечатлевает в памяти вас, свою маму. Так у него формируется стойкая привязанность к вам.

Одновременно и в вашем материнском сердце запечатлевается образ родной кровиночки, отчего по-является стойкий материнский инстинкт и душевная привязанность к малышу.

Именно поэтому, если ребенка рождает суррогатная мать, его скорее передают биородителям, либо (если кроху прикладывают к груди) помогают ей справиться с чувствами, предоставляя услуги психолога. Ведь на расстоянии 20–25 см (а расстояние между грудью и лицом женщины примерно таково) новорожденный уже способен разглядеть лицо матери и привязаться к ней.

Строго по расписанию

Первый час жизни любого ребенка невероятным образом «разбит» природой на строго определенные временные отрезки — 4 фазы, в течение которых малыши «делают» строго одно и то же.

Все та же природа и первый послеродовой час матери «разделила» на ровно такие же временные отрезки. Биологические ритмы женщины и ребенка в эти минуты совпадают чрезвычайно гармонично, а их действия удивительно слаженны.

1 ФАЗА релаксация (20 минут)

Малютка совершал титанический труд, пока двигался по родовым путям, и теперь он нуждается в отдыхе. Для восстановления сил природа отвела человечку первые 20 минут.

Еще соединенный с матерью новорожденный совершает свой первый крик и, лежа у мамы на животе (а в идеале — в ногах), прислушивается к новым ощущениям и отдыхает. Сохранение соединения пуповиной, как известно, весьма важно. Необходимо дать пуповине отпульсировать, чтобы вся кровь из плаценты вернулась к ребенку. На это нужно не менее 15–20 минут.

Традиционный в роддомах крик — следствие того, что кроху попросту шлепают по попке, чтобы он закричал и у него «раскрылись легкие». Сторонники альтернативных родов убеждены, что этот медицинский «ритуал» — всего лишь насилие над ребенком (первое, что он ощутил, придя в мир, — боль от удара).

Заплакать младенец способен и без шлепка, и для раскрытия легких крик не обязателен. Малютка в это время может откашливаться, чихать, сопеть, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая дышать по-новому.

Все те же 20 минут женщина тратит на переживание своих первых, самых сильных и жизненно необходимых ей и ребенку эмоций: радостного волнения, восторга, трепета счастья в груди.

2 ФАЗА пробуждение (3 минуты)

После того, как женщина пережила бурю эмоций, она стремится обнять ребенка. Кроха же в это время начинает двигаться, поворачивать голову, шевелит руками и ногами, ориентируясь на запах матери. Он даже может начать плакать. И именно в этот момент женщина берет чадо на руки или ей кладут его на живот.

Оставить комментарий

Adblock
detector